Ребенок еще не говорит

Ребенок еще не говорит. Почему? Эти вопросы все чаще и чаще звучат на приемах у психологов, логопедов, неврологов.

Или, наоборот, говорит, но так, что без «переводчика» вряд ли кто-то разберет… фразы строятся с трудом, неправильно произносятся отдельные звуки.

А может быть и так: речь взрывная, быстрая, половина слов «проглатывается»…

И, как правило, наряду с речевыми нарушениями у таких детей часто встречаются нарушения координации движений.

Этим детям плохо даются спортивные игры, они значительно отстают от сверстников в беге и прыжках, часто падают, их движения неловки, они не могут обучиться езде на велосипеде.

Они испытывают затруднения при выполнении мелких движений – при застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, пользовании ножницами, не могут держать карандаш или кисть.

У таких детей часто наблюдается леворукость, или у них часто невозможно определить ведущую руку. Ребенок может иметь повышенный или пониженный тонус. Что же делать родителям?


1. Обязательно обратиться к специалисту: нейропсихологу, неврологу или логопеду. Грубые нарушения неврологического порядка видны всем и помощь таким детям оказывается своевременно.

А вот «незаметные» для родителей, и часто даже для специалистов «легкие» поражения встречаются гораздо чаще.

Очень важно, чтобы специалист смог выявить и пояснить родителям записи в карте ребенка, которые «неожиданно» могут обнаружиться уже на первом году жизни:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВД (синдром гиперактивности с цефицитом внимания), СМД (синдром мышечной дистонии), ФИСС (функциональные изменения сердечно-сосудистой системы) и др.

Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС (центральной нервной системе) занимает асфиксия и внутричерепная родовая травма.

Многие из родителей давно уже забыли свои переживания и страхи за только что родившегося малыша, считая, что все уже позади, и ничего не мешает развитию.

Однако, именно состояние внутриутробного развития, родов и первого года жизни решает весь дальнейший ход развития человека. И очень важно не пропустить, и вовремя скорректировать возможные «незаметные» нарушения.


2. Но бывает так, что родился малыш благополучно, видимых причин, тормозящих развитие не видно. Как быть?

Возможно, ваш ребенок еще до сих пор не кушает сам, и вам легче его самим накормить и одеть тоже. Из большой любви к нему, конечно!

У психологов даже есть специальный термин «обученная беспомощность». А то, чего доброго, и вовсе, «дите» еще ходит в памперсах – срочно принимайте меры!

Приучите ребенка к горшку, стимулируйте самостоятельность во всем. И ставьте перед ребенком задачи, где ему надо приложить усилие. Артикуляция, это тоже усилие. Это такое же движение, требующее особых напряжений.

А мышцы губ, челюсти и язык будут быстро крепнуть и хорошо артикулировать, если ребенок будет часто грызть сырую морковку, кочерыжки от капусты, твердые яблоки.

А металлическая ложка во время самостоятельной, часто медленной и неловкой еды, промассирует небо, язык и внутреннюю поверхность щек.

Делайте массаж ручек, стоп. Стимулируйте к активным движениям. Наладьте режим дня и правильное здоровое питание.


3. Необходимо проконсультироваться с семейным психологом. Возможно стиль воспитания, ваши взаимоотношения внутри семьи, детско-родительские отношения могут влиять на развитие малыша и его здоровье в целом.


4. Часто родителям кажется, что ребенку лучше дома с няней и все его общение со сверстниками ограничивается песочницей. Не бойтесь отдать ребенка миру!

Это сокровище – не ваша собственность, все равно, рано или поздно, это придется сделать!

Смело отправляйте его в детский сад, самый обычный и близкий к вашему дому. В детском коллективе, подражая другим детям, он научится самостоятельности и быстрее заговорит.