Нейропсихолог. В последнее время приходится видеть родителей, детей которых специалисты по дошкольному и младшему школьному возрасту записали в категорию «трудных» или «необучаемых».

На что обращает внимание нейропсихолог? Часто это дети, которых развивали, водили в кружки и секции, у них сохранный интеллект, но мотивации к обучению так и не сформировалось, а поведение таких детей отличается повышенной неусидчивостью, отвлекаемостью, неумением принять какие-либо правила.

Родители других детей стараются изолировать своих чад от таких ребят, взрослые косятся, намекая о педагогической запущенности и невоспитанности.

При разговоре нейропсихолога с родителями и тщательном анализе медицинских документов, выясняется, что у мам этих детей отмечались проблемы с протеканием беременности и родов.

А сами новорожденные в течение первого года жизни проявляли незаметные отклонения от нормы, про которые со временем все забыли и не связывают с сегодняшней ситуацией.

Это либо повышенный тонус, либо наоборот, пониженный, мышечная вялость, плохая координация. Часто такие дети не ползали или ползали очень мало и нетрадиционным способом, что родителями ошибочно воспринималось как ускоренное развитие.

Эти дети могли иметь родовые травмы, просто травмы или часто болеть в первые месяцы жизни. «Неумехи», «тормоза», «гиперактивные» и неуспевающие дошкольники и школьники как раз из такой категории детей.

Наиболее частыми признаками у таких детей являются изменения в поведении, трудности в обучении, нарушения речевого развития, недостаточность мелкой и крупной моторики, невротические реакции (энурез, энкопрез, заикание, высокий уровень тревожности, страхи, тики), эмоциональная неустойчивость, трудности в общении.

Характерны частая смена настроения, импульсивность и раздражительность, быстрая истощаемость, плаксивость.

Такие дети могут быть неловкими, не вписывающиеся в дверные проемы, постоянно «подрезающие» других, спотыкающиеся и падающие. Таких детей трудно воспитывать, они непослушны. Взрослому бывает очень тяжело справляться со своими эмоциями, часто руки опускаются и ребенок лишается эмоциональной поддержки у самых близких.

Занятия у нейропсихолога для детей, имеющих следующие проблемы:

  родовая травма;

  рождение с помощью кесарева сечения;

  повышенный или пониженный тонус;

  частые заболевания в течение первых трех лет жизни;

  общий наркоз и лечение антибиотиками

  травмы головы;

  в анамнезе – ПЭП, ММД, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, гипертензионный синдром;

  не ползал или недостаточно по норме;

  поздно заговорил;

  ходил или до сих пор ходит на цыпочках;

  гиперактивен или излишне медлителен;

  конфликтность, раздражительность, импульсивность;

  утомляемость, плохой сон;

  неразборчивое письмо, плохо обобщает и анализирует, «проглатывает» окончания при чтении, «угадывает» слова;

  левша;

  задержка мелкой моторики рук;

  пропускает буквы, пишет «зеркально»;

  двигает языком, ногами, когда пишет или рисует;

  с трудом высиживает 15 мин. на одном месте;

  не доводит дело до конца;

  неуклюж, излишне травматичен.